- наличие задержки психического развития ребенка, наличие когнитивных искажений мышления, снижение его познавательной активности, недостаточная сформированность умственных операций, наличие трудностей в обобщении и абстрагировании признаков предметов;
- практический запрос врача-педиатра, педагога, воспитателя, родителей, администрации образовательного учреждения на оценку, мониторинг и скрининг психофизического развития ребенка, дифференциальную диагностику детей с интеллектуальными нарушениями – задержкой психического развития и умственной отсталостью:
- скрининговую диагностику, осуществляемую для обследования группы детей, направленная на выявление детей с отклонениями в психическом развитии, дифференциации их от нормально развивающихся сверстников;
- динамическую диагностику, направленную на мониторинг эффективности предпринятого коррекционно-развивающего обучения; а также для оценки состояние ребенка с особыми образовательными потребностями как в процессе реализации комплекса коррекционных мероприятий, так и в конце этапа обучения;
- дифференциальную диагностику, направленную на решение следующих задач:
- углубленный (феноменологический) вариант обследования с целью получения углубленной качественной оценки психофизического развития, раскрытие индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка, определение типа нарушения развития для разработки наиболее эффективного образовательного маршрута и направленности обучения ребенка;
- выставление, уточнение диагноза и определение типа учреждения, в котором необходимо проводить коррекционно-педагогическое обучение ребенка, программы его обучения и воспитания;
- отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза и определение вероятностного прогноза развития, путей и методов мульти- и междисциплинарного сопровождения ребенка;
- прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, а также определение путей и средств развивающе-коррекционной работы по исправлению как незначительных недостатков в развитии, так и компенсации сложных дефектов.